Республиканское государственное бюджетное учреждение для детей-инвалидов «Республиканский детский дом-интернат для умственно отсталых детей «Забота»

Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда

Материально-технические условия

Детский дом размещается в приспособленном двухэтажном здании. Помещения делятся на групповую и административную часть. Планировка помещений создает комфортные условия для пребывания детей и работы специалистов. В здании располагаются 6 групповых комнат, где проживают дети в возрасте от 4 до 23 лет.

Материально-техническое обеспечение образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отвечает как общим, так и особым образовательным потребностям данной группы обучающихся. В связи с этим, материально-техническое обеспечение процесса освоения программы обучения соответствует специфическим требованиям к:

  1. организации пространства;
  2. организации временного режима обучения;
  3. организации учебного места обучающихся;
  4. техническим средствам обучения и обеспечения комфортного доступа обучающихся к образованию (ассистивные средства и технологии);
  5. специальным учебным и дидактическим материалам, отвечающим особым образовательным потребностям обучающихся;
  6. условиям для организации обучения и взаимодействия специалистов, их сотрудничества с родителями (законными представителями) обучающихся;
  7. информационно-методическому обеспечению образования. Организация пространства. Пространство, в котором осуществляется образование обучающихся (прежде всего здание и прилегающая территория) соответствует общим требованиям, предъявляемым к образовательным организациям.

Имеется возможность беспрепятственного доступа к объектам инфраструктуры организации для тех обучающихся, у которых имеются нарушения опорно-двигательных функций, зрения. С этой целью территория и здание образовательной организации отвечает требованиям безбарьерной среды.

В помещениях для обучающихся предусмотрено специальное оборудование, позволяющее оптимизировать образовательный процесс, присмотр и уход за обучающимися, а также обеспечивающее максимально возможную самостоятельность в передвижении, коммуникации в осуществлении учебной деятельности.

Продолжительность учебного дня для каждого конкретного ребенка устанавливается с учетом особых образовательных потребностей ребенка, его готовности к нахождению в среде сверстников. Учебный день включает в себя индивидуальные занятия, а также перерывы, время прогулки и процесс выполнения повседневных ритуалов (одевание/раздевание, туалет, умывание, прием пищи). Обучение и воспитание происходит как в ходе занятий, так и во время другой (внеурочной) деятельности обучающегося в течение учебного дня.

Продолжительность специально организованного занятия с обучающимися определяется с учетом возраста и психофизического состояния обучающегося.

Наличие оборудованных учебных кабинетов

Учебное место обучающегося создается с учетом его индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей. При организации учебного места для воспитанников, в нашем учреждении учитываются возможности и особенности моторики, восприятия, внимания, памяти ребенка. Для создания оптимальных условий обучения в учреждении организуются учебные места для проведения как индивидуальной, так и групповой форм обучения (музыка и движение, подвижные игры).

Особенности восприятия обучающихся, диктуют необходимость использования большого объема наглядного материала, для размещения которого в поле зрения обучающихся созданы специально оборудованные места: магнитные доски, и др. В случае, если у обучающихся имеется нарушение зрения, то предусматривается материал для тактильного восприятия, аудиозаписи и другие адекватные средства.

Содержание образования обучающихся включает задачи, связанные с формированием навыков самообслуживания: одевание/раздевание, прием пищи, гигиенические навыки, которые формируются в процессе обыденной деятельности согласно распорядку дня. В связи с этим учебные места для формирования данных навыков оснащены в соответствии с особенностями развития обучающихся (поручни, подставки, прорезиненные коврики и др.). В связи с тем, что среди обучающихся есть дети, которые себя не обслуживают и нуждаются в уходе, для осуществления таких гигиенических процедур, как: смена памперса, помывка тела и др. в санузлах или других помещениях предусматриваются оборудованные душевые, специальные кабинки и т.д.

Наличие оборудованных объектов спорта

В учреждении созданы условия для физкультурно-оздоровительной работы с воспитанниками. В оборудованном зале ЛФК дети занимаются на тренажерах, учатся играть в настольный теннис.

Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий

В нашем доме-интернате, где проживают воспитанники с особыми образовательными способностями, трудовое воспитание приобретает поистине первостепенное значение. В связи с эти мы решили корректировать традиционные цели и задачи трудового обучения и воспитания. Понимая, что, «особый ребенок», с тяжелыми нарушениями в развитии, не сможет прожить свою жизнь независимо и самостоятельно, педагоги учреждения стараются сделать все, чтобы каждый ребенок стал настолько независим и самостоятелен в жизни, насколько это возможно. Стремясь к тому, педагогическим коллективом проводятся различные мероприятия по расширению социальной компетентности. Эта работа помогает воспитанникам раскрывать свои потенциальные возможности и применять их в повседневной жизни. С этой целью в учреждении функционируют: творческая мастерская и комната домоводства. Воспитанники получают трудовые навыки и творчески развиваются. Формируются знания о самостоятельной жизни, их практическое обучение жизненно необходимым бытовым умениям и навыкам, обучение их умелому и бережному обращению с оборудованием, предметами домашнего обихода, а также правилам санитарии, гигиены и техники безопасности в быту. Особое внимание уделяется вопросам культуры быта и культуры одежды, воспитанию хорошего вкуса. Девочки знакомятся с оборудованием, кухонной и столовой посудой, учатся готовить простейшие овощные блюда, бутерброды и сервировать стол. В уютной комнате есть все необходимое для ведения хозяйства: плита для приготовления пищи, кухонный гарнитур, большой обеденный стол, за которым помещается вся большая, дружная семья. Занятия по домоводству ведутся по разработанной программе.

Наличие оборудованных средствах обучения и воспитания

Для достижения ребенком большей самостоятельности в передвижении, коммуникации и облегчения его доступа предусмотрено использование вспомогательных средств и технологий с учетом степени и диапазона имеющихся у него нарушений опорно-двигательного аппарата, сенсорной сферы, расстройства аутистического спектра и эмоционально волевой сферы).

К ассистивным технологиям относятся: индивидуальные технические средства передвижения (кресла-коляски, ходунки, вертикализаторы и др.); приборы для альтернативной и дополнительной коммуникации; подъемники и другое оборудование, облегчающее уход и сопровождение. Помимо вспомогательных функций, позволяющих ребенку получить адаптированный доступ к образованию, технические средства обучения (включая компьютерные устройства) дают возможность удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся, способствуют мотивации учебной деятельности, позволяют получить качественные результат, даже когда возможности ребенка существенно ограничены.

Особые образовательные потребности обучающихся вызывают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала, позволяющего эффективно осуществлять процесс обучения по всем предметным областям.

Сведения об обеспечении доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Группы, где проживают дети, делятся на зоны: игровую, рабочую, спальную. Также в каждой группе имеется комната индивидуальной гигиены с душем и ванной. В группах 3 и 5 для развития навыков самообслуживания есть электрочайник и набор столовой посуды.

На территории учреждения имеется спортивная баскетбольная площадка, турники, качели и карусели для детей разного возраста. За группами закреплены беседки и участки, которые они украшают всевозможными подделками.

В актовом зале для осуществления музыкально-эстетического развития воспитанников установлены: пианино, синтезатор, музыкальный центр, телевизор, акустическая система «Домашний кинотеатр».

Пищеблок и прачечная имеют соответствующие технические условия. Для этого они оборудованы всем необходимым оборудованием. Пищеблок имеет холодильные камеры для хранения скоропортящихся продуктов. Приготовленная пища сервируется и подаётся в столовой на 35 мест. В прачечной есть стиральные машины, гладильная доска, утюги.

Для безопасности детей и персонала установлено видеонаблюдение, имеется пост охраны, смонтировано современное противопожарное оборудование.

Здание учреждения обеспечено пандусами, пожарными лестницами, есть 2 внешних лифта для комфортного передвижения кресел-колясок.

В распоряжении учреждения находятся автобус на 24 места, «Газель» на 15 мест и микроавтобус для доставки продуктов и материалов.

Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям

Применение компьютеров в коррекционной работе с детьми становится сегодня неотъемлемой частью воспитательного процесса. Одной из важнейших задач педагога – способствовать интеллектуальному и творческому развитию личности ребенка. Ребенок получает возможность создавать несложные композиции, состоящие из картинок и текста, геометрических фигур, а также простые проекты.

Все обучающиеся имеют доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям с компьютеров, размещенных в компьютерном классе. Имеется альтернативная версии официального сайта учреждения в сети «Интернет» для слабовидящих.

Все компьютеры, размещенные в компьютерном классе оснащены средствами, упрощающими и оптимизирующими работу с компьютером слабовидящим и слабослышащим обучающимся (имеются экранные лупы, экранный диктор, высокая контрастность, настройка альтернативных устройств ввода информации и др.)

Все электронные библиотечные системы имеют возможность перехода в режим для слабовидящих и возможность увеличения шрифта.